Христианство и цветные туземцы.

Ревило Оливер

ways-conquistadors-killed-people

КОГДА КОРТЕС с малой, но отважной горстью железных людей покорил многолюдную империю ацтеков, за ним вслед тут же потянулись пылкие миссионеры, главным образом францисканцы, которые повели среди туземцев проповедь Евангелия и скоро стали с простодушным воодушевлением слать домой восторженные рассказы о совершенных ими обращениях. Их праведная искренность и невинная радость до сих пор живут в строках, написанных отцом Саагуном, отцом Торквемадой и многими другими. Я рад, что бедные францисканцы так и не догадались, насколько скромную роль они играли в религиозных обращениях, которые доставляли им столько радости. Гораздо убедительнее их проповедей и их книги были испанские пушки, разносившие в щепки оборонительные сооружения ацтеков, и беспощадные испанские солдаты, которые убивали ацтекских священников прямо у алтарей и низвергали ацтекских идолов с жертвенных пирамид. Ацтеки, тепанеки и прочие туземцы приняли христианство не потому, что их сердца тронуло чуждое и непонятное учение о любви и милосердии, а потому что это была религия белых людей, чьи бронзовые пушки и закованные в доспехи воины были непобедимы.

Это было в 16 веке, и даже тогда в достатке присутствовали знаки, которые должны были насторожить критический ум, но мы, люди Запада, на протяжении четырёх столетий совершали всё ту же  излюбленную ошибку, а миссионеры, которых мы отправляли во все уголки мира, писали домой восторженные письма о том, как много “сердец” они сумели “покорить во имя Христа”. И только после того как “антиколониальная” кампания наших врагов пошла полным ходом, большинство из нас поняли, что сердца эти покорялись главным образом дисциплине британских полков и превосходящей силе белого человека.

Теперь мы знаем, что тогда происходило. Часто бывало так, что миссионеров, горевших желанием “покорять души во имя Христа” и отважившихся в одиночку сойти на африканский берег, аборигены, как следует изуродовав и помучив ради всеобщего увеселения, съедали, в жареном либо сыром виде, сообразно обычаю местной кулинарии. Обыкновенно спустя несколько недель или месяцев после этого к берегу подходил британский крейсер и обрушивал на туземную деревню полдюжины 4,5-дюймовых ядер и, если не поджимало время, высаживал на берег полуроту морских пехотинцев, которые, прочесав кустарник, вытаскивали оттуда с дюжину дикарей и развешивали их на подходящих деревьях. После чего племя, если оно не отличалось чрезмерной тупостью, улавливало намёк и к следующей партии миссионеров, которые всё-таки представляли бога грома и молнии, относилось уже с подобающим уважением. А если божьи люди вместе с проповедями щедро раздавали рис и врачевали, им даже удавалось добиться “обращения”, то есть туземцы научались произносить слова, которые ласкали слух христиан.

Такова по сути вся история “покорения душ” в землях дикарей. Разумеется, было множество местных особенностей. Если миссионерам предшествовали войска или белые поселенцы, чёрные уже были убеждены в достоинствах христианских винтовок и знали по опыту, что на белых людей не следует смотреть как на деликатес. Однако, часто случалось так, что туземцы после многолетней проповеди и обращения решительно отвергали странные обряды белого человека, из-за чего возникала нужда в новой партии миссионеров. Например, в 1905 году заговорщики из секты Маджи-Маджи истребили всех миссионеров и почти всех белых мужчин и женщин по всей Танзании, и для восстановления евангельского учения немцам потребовался полк и несколько рот морской пехоты. Пришлось сорок или пятьдесят тысяч раз наглядно показать, что пуля из винтовки Маузер способна пробить чёрную шкуру, даже если та обильно умащена жиром варёного младенца.

Всё-таки христианским миссионерам удавалось научить туземцев отдельным обрядам и привить кое-какие суеверия, которые имели поверхностное сходство с местной религией, но, пытаясь передать им духовную суть христианства, они уподоблялись св. Франциску, который обращался с проповедью к птицам. Вот почему многие тысячи истых христиан, истративших всю свою жизнь на “спасение душ”, сумели лишь воздвигнуть домик из картона и мишуры, который нынче рассыпался до основания.

Исчезновение этой хлипкой видимости обнаружило то, что было предсказуемо с самого начала. Религия Запада никогда не была понятна зачаточному разуму конгоидов, капоидов и австралоидов, рас столь примитивных, что они по своей природе оказались неспособны изобрести колесо и даже применить его без чужого руководства; рас, которые не смогли самостоятельно развить у себя даже начатки цивилизации. Когда миссионеры взялись разрабатывать системы письменности для их грубых языков, им пришлось попутно изобретать слова для выражения таких понятий, как “Бог”, “душа”, “справедливость”, “нравственность” и “религия” – либо выдумывая новые слова, либо приноравливая звучание своих слов к тем осмысленным звукам туземных наречий, значение которых имело с ними слабое и отдалённое сходство. Над одним лишь этим стоит призадуматься.

Более того, “новообращённые”, даже те, что всецело прониклись благоговением перед богом винтовочных залпов и паровозов, придерживались морали белого человека исключительно по принуждению, и всякий раз как им удавалось уклониться от надзора со стороны белых, они стихийно откатывались не только к своим обычным нравам, но и к своему прежнему шаманизму. Пусть стародавние дела не могли кого-либо переубедить, но то, что произошло в начале 19 века на Гаити должно было истребить всякие остатки сомнения. Однако миссионеры так ничему и не научились, и дамы из “Женского миссионерского общества” по-прежнему жертвовали денежную толику и вязаные вещи, с исключительной ласковостью поминая милых, невинных дикарей, которых рисовали себе в романтических фантазиях.

Источник: an extract from Christianity and the Survival of the West by Revilo Oliver, 1973

Реклама

1 комментарий

    Trackbacks

    1. eRebus Texts

    Добавить комментарий

    Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

    Логотип WordPress.com

    Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

    Фотография Twitter

    Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

    Фотография Facebook

    Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

    Google+ photo

    Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

    Connecting to %s

    %d такие блоггеры, как: